При разработке строительного генерального плана первой задачей должно являться определение мест потребления строительных материалов, деталей и пр.
Такими местами потребления или сосредоточения основных средств производства являются строящиеся постоянные или временные здания и сооружения, а также подсобные предприятия, изготовляющие строительные детали и конструкции (бетонные заводы, деревообделочные мастерские, лесопилки и т. д.).
Все пункты сосредоточения материалов и деталей должны быть связаны путями сообщения, поэтому при их размещении необходимо стремиться к соблюдению следующих требований:
- склады материалов и подсобные предприятия размещают вблизи путей внешнего транспорта, преимущественно — железнодорожного и водного, и возможно ближе к строящимся объектам, а при обслуживании нескольких объектов — ближе к тем из объектов, которые являются наиболее крупными потребителями продукции, хранящейся на данном складе;
- при доставке к одному и тому же объекту строительства нескольких видов материалов (песок, гравий, цемент, лес, трубы) ближе всего к нему располагают склады материалов, имеющих наибольший вес, более громоздких и используемых ранее других;
- при размещении складов, подсобных предприятий, дорог и прочих устройств используют естественный рельеф местности для облегчения погрузочно-разгрузочных работ и сокращения до минимума объема земляных работ при возведении временных устройств, а также для возможности отвода воды от последних и устранения затопления складской территории паводковыми или ливневыми водами;
- места расположения складов, подсобных предприятий и прочих устройств, а также все пути сообщения намечают с учетом требований пожарной безопасности и охраны труда.
При разработке строительного генерального плана необходимо предусматривать использование для нужд строительства строящихся зданий, путей и других сооружений. С этой целью в случае целесообразности необходимо перевести постройку некоторых зданий или сооружений из последующих очередей строительства в предыдущие.
Одной из важнейших задач разработки строительного генерального плана является такое размещение подсобных предприятий, складов и путей сообщения, при котором расстояния внутрипостроечных перевозок материалов, оборудования и грунта были бы наименьшими. При организации бетонных работ на строительстве крупных водопроводных или канализационных очистных станций возникает вопрос о целесообразности установки отдельных бетономешалок у каждого строящегося объекта или устройства одного центрального бетонного завода с подвозкой готовой бетонной смеси к строящимся объектам.
Это размещение, в основном, зависит от местных условий как на самой строительной площадке, так и на прилегающей территории.
Иногда, стремясь использовать существующие здания, сооружения или пути сообщения, удлиняют пути перевозки грузов и тем самым увеличивают транспортные расходы, но зато получают большую экономию средств и времени путем отказа от постройки временных сооружений указанного назначения.
Правильное решение таких вопросов может быть достигнуто только при тщательном технико-экономическом расчете и сравнении нескольких вариантов.